воскресенье, 15 декабря 2013 г.

" Косяки " на объекте и границы ответственности

Лично меня редко волнует вопрос,  кто виноват в той или иной ошибке 
в процессе строительно-отделочных работ по проекту. 



Почему?
Потому что мы все живые люди. "Людям свойственно ошибаться, 
иначе не придумали бы карандаш с ластиком" (цитата из к/ф "Горец").

Меня гораздо больше волнует, как решить ту или иную проблему, иначе говоря,- "устранить косяк".
Причин ошибок в течение строительно-отделочных работ много и они разнообразны.


Плохо, когда тот, кто допустил оплошность пытается переложить ответственность на другого, подрывая его профессиональный авторитет в глазах Заказчика. И порой это действительно несложно. Поскольку не всегда очевидны Заказчику грани,- где заканчивается зона ответственности одного участника процесса, и начинается - другого.

Не все готовы анализировать возникшую ситуацию в конструктивном ключе. Чаще каждый рассуждает со своей позиции: 

 позиция Заказчика.

Заказчика этот вопрос ("Кто виноват") волнует хотя бы потому, что он платит.
И именно Заказчику любопытнее всего, кому он платит заслуженно, а кто недобросовестно отрабатывает гонорар.
Отсюда и попытки самостоятельно сделать выводы и определить виновного. 
В силу недостаточной компетенции в строительных вопросах, вопросах проектирования, а также от невнимательного рассмотрения полного перечня обязанностей каждой из сторон, Заказчик вполне может необъективно представлять себе те самые границы ответственности каждого из исполнителей. 
И здесь немалую роль играет даже фактор излишнего доверия между сторонами. 
Участник может, пользуясь по инерции доверием Заказчика, пускать ему пыль в глаза, снимая с себя вину и объясняя косяки рядом причин, не зависящих от него самого. 
Выход: иметь в договоре чёткий перечень услуг и обязанностей исполнителя, будь то дизайнер, строительная фирма или другие подрядчики.

Позиция рабочих.

Обычно работникам не интересны эстетство и творческие муки дизайнера. Им главное, чтобы всё было просто и ясно. Ключевое слово- просто!
 Не потому что они ленивые, вовсе нет. Они самые работящие, поскольку именно их руками проекты воплощаются в жизнь! Боятся они сложных узлов. Если узел не проработан достаточно, у исполнителя могут возникнуть свои версии, отличные от задумки автора. Иначе говоря, кто их дизайнеров знает,- понарисуют...

Неквалифицированная бригада- отдельный разговор.
Надо изучать чертёж, а сейчас зачастую встречаются рабочие без строительного, а порой даже без среднего образования. 
Понадеявшись на свой "богатый опыт", работник принимает решения по аналогии с прошлым опытом, не сильно заморачиваясь. Опять же,- он не хотел плохого. Просто это его видение процесса.
Хорошо, если дизайнер в этот момент на объекте- его можно спросить, не изучая толком чертёж.
Другое дело, когда дизайнер допускает ошибку или недоработку в проекте. И если дизайнер хитёр как лис, а такое часто случается,- он найдёт, как доказать, что косяк не его. Я встречала одного человека, который мог за две минуты объяснить, почему окурок не является "бычком" и наоборот.
Тут в схватке с хитрым лисом  на помощь работнику пришло бы образование или прочитанные в детстве книжки, полезные для развития речи...Но...побеждает лис...
Счастье для работника- ответная хитрость и наглость. Но в этом случае общее дело страдает, а Заказчик впадает в уныние, видя ругань на своём объекте.

В моей практике были случаи, когда работник видит, что информация исчерпывающа и никуда не деться, - надо постараться сделать трудоёмкий элемент. И он начинает включать творческую мысль, объясняя Заказчику, что "так щас не делают, и вообще это некрасиво будет, а через неделю крякнет...".
На голову Заказчика и так падает немало вопросов-
финансирование и учёт расходов, хочешь-не хочешь,- понимания элементарных закономерностей строительного процесса, волнения по поводу сроков заселения к учебному году детей. А тут ещё и вынос мозга по поводу "так невозможно сделать"... И наслушавшись ужастиков от работяг, Заказчик говорит,- "так мы делать не будем".


Позиция дизайнера.

Дизайнер отвечает за то, чтобы объект в конце работ выглядел так, как нарисовано в проекте и согласовано с Заказчиком.
Он выбирает и считает отделочные, а не строительные материалы.
Следит за тем, чтобы чертежи его точно соблюдались, и корректирует проект, если вдруг он меняется по технической необходимости.

Добросовестный дизайнер также обязательно поставит Заказчика в известность и изменит проект, если в процессе реализации проекта увидит, что его решение было не вполне верным или можно сделать лучше, чем задумано вначале.

Дизайнер обязан указать точное положение бытовой техники, сантехники, кондиционеров, светильников. Прораб же как умный и технически подкованный товарищ следит за тем, чтобы все коммуникации (трубы, шланги, провода и прочее) были выведены с учётом указанного местоположения изделия и согласно схемам подключения этих изделий!

Посмотрите на план расстановки мебели и сантехники- там указаны все привязки. И поинтересуйтесь у прораба, видел ли он этот план и имеет ли он в своей папочке схемы подключения, переданные дизайнером или Заказчиком.

Совет:
надо выбрать изделие (вытяжку, унитаз, ванну и прочее). Не обязательно покупать сразу. Достаточно предоставить схему подключения, на которой указаны все выводы,- высоты, диаметры и расстояния. Можно попросить продавца откопировать схемы либо найти самому в интернете на сайте, вызывающем доверие, например, на сайте производителя или официального диллера.

Дизайнер осуществляет авторский надзор, то есть следит, чтобы всё выглядело так, как он задумал и согласовал с Заказчиком. А технадзор- задача инженера или прораба.

Мы же не осудим автора песни за то, что певец фальшивит или перевирает слова.

Позиция субподрядчика, продавца, поставщика.

Не косяк подрядчика, если Заказчик отказался от установки, к примеру дверей. А они не закрываются плотно или норовят со скрипом отклониться от дверной коробки в сторону открывания.
Тут, правда, можно обратиться к независимому техническому эксперту, который определит, что коробка "вашими силами" установлена не по уровню, поэтому дверное полотно отвисает, либо двери и правда некачественные.

Если подрядчик говорит, что шкаф стоит косо, потому что стены кривые,- то вообще-то это выявляется замерщиком ещё на уровне замеров и отражается в ведомости замеров, непременно прикреплённой к договору. А Заказчик предупреждается на берегу. И за ним выбор- заставить привести стены в нормальное состояние или после установки мириться с зазорами между стенами шкафа и квартиры.
Подрядчик по-любому накосячил, если доставил Вам плитку, обои или паркетную доску разных партий, из-за чего они имеют неодинаковые габариты или цветовой оттенок...Даже если Вы расписались в накладной, что "товар принял, претензий не имею".
Вы можете не знать и не предвидеть таких тонких моментов, а поставщик/продавец об этой тонкости знает.  Он нехорошо поступил, если соскрёб остатки по разным складам, как по сусекам, и сбагрил на Ваш объект.
Проблемы из-за такой ерунды никому не нужны, Вам пойдут на встречу, заменив товар. Но сроки могут затянуться.
Потому, принимая товар, обратите внимание на номер партии или тона на всех упаковках обоев, плитки, паркетной доски (у которой как правило указаны дата и часы с минутами, когда партия доски сходила с конвейера).

Внимание,- интернет-магазины. Замена товара, его сохранность при доставке и прочие права потребителя,- это закон, не всеми соблюдаемый на деле.
Пользуйтесь хотя бы проверенными интернет-магазинами с реальными адресами магазинов в городе.

К сожалению, из-за заниженной оплаты труда мы всё чаще и чаще встречаем неквалифицированных менеджеров как в инете, так и в реале, люди часто меняют работу. Сегодня мадам продаёт двери, завтра уволилась и устррилась в магазин плитки, а потом занялась декоративными покрытиями... И бывает, что неопытный продавец неправильно посчитает материал. Лучше проверять.
Также необходимо проверять вышеупомянутые номера партий. А если Вы сами втихую от дизайнера оформили всё же заказ в интернет-магазине, будьте любезны сами и проверить всё перечисленное, включая количество доставленного материала.
Ну а дизайнера от "косяков" поставщика спасают годами наработанные связи с фирмами, салонами и магазинами.
Не надо сразу думать, что, если дизайнер предлагает обращаться в "свои" салоны, значит он точно получает там откат и ему всё равно, что Вам подсунуть, - главное подороже. Нет. Просто там дизайнер уже свой человек, и его не подведут. Дизайнер- более ценный клиент для магазина, чем иной покупатель. Потому что покупатель приобретёт товар для квартиры, дома и всё. А дизайнер годами по многу раз будет возвращаться туда с новыми и новыми клиентами.
Но это уже другая тема.


Мечты, реальность и вывод.

В идеале, каждый обязан сам осознавать и чётко представлять себе свои обязанности и отдавать себе отчёт в том, за чем он должен проследить.

Можно пойти дальше.

При достаточном опыте дизайнер может предугадать и предупредить некоторые "косяки", даже если они не входят в зону его ответственности. Я тоже знаю эти "места"! и всегда на всякий случай скажу или подпишу на плане, на что обратить внимание и где быть внимательными.

Но я не всегда рядом, и чего-то могу не увидеть, не обратить внимания на то, что в дизайнерские дела не входит...

Утопичны мечты о том, что каждый на стройплощадке будет порядочным честным профессиональным всегда и во всём. Своя рубашка всегда останется ближе к своему телу, - человеческая природа такова,- допустить косяк и начать защищаться...
Но будем помнить о том, что непорядочность и лживость привлечёт в нашу жизнь подобное. Как говорит одна моя коллега- не будем портить себе карму!))

А ошибаться свойственно всем, иначе не придумали бы карандашей с ластиком:). 


Всех благ, Ваша Айвета.




5 комментариев:

  1. Профессионально, и это очень приятно! И ваша подруга порадовала! Только я недопонял,в слове "карму" -где ударение ставить?!

    ОтветитьУдалить
  2. Хазрет, ты имеешь в виду корму, видимо?)))
    Статья как раз об этом,- в целях поберечь свою корму, люди и снимают с себя ответственность)))

    ОтветитьУдалить
  3. Анонимный4 мая 2012 г., 19:17

    Я бы такого дизайнера с таким подходом к делу обязательно пригласил бы,если бы был уверен в том,что смогу оплатить услуги по Вашему тарифу :D.
    Ведь не секрет, что сейчас много работает не подготовленных дизайнеров и ,что особенно подкупает нынешний строящийся люд,очень недорого.
    Не только они неопытные, а ещё не фанатично работают, без огонька. И конечный результат им до лампочки. Потому и зона,как Вы пишите,ответственности у них узкая.
    С уважением, Александр. Мы с Вами на Экспострой на Нахимовском общались, может помните?

    ОтветитьУдалить
  4. Александр, помню. Правда давно это было, кажется перед Новым годом. Спасибо за комментарий. Милости прошу, заходите.

    ОтветитьУдалить
  5. Расщепляев Сергей23 декабря 2016 г., 14:21

    Светлана, добрый день. Не могу удержатся, что бы не оставить комментарий. Я как инженер-строитель с большим стажем, занимаюсь реализацией идей дизайнеров))) с 1995г. Ваши соображения на тему "косяков" очень верны и ценны. Понимание ответственности зачастую, у некоторых участников процесса, выражается в перекладывании на соседа, и в шкурный интерес. Я считаю, что понимание ответственности за итоговый результат, это дело коллективное и крайне важное. Мы уйдем, разместим фото в портфолио, а заказчик будет жить и пользоваться результатами нашего труда каждый день и долгие годы. Я как руководитель небольшой строительного коллектива всегда нацеливаюсь на успешный финиш, и если мы поднимем и устраним "косяки" (которые обязательно вылезут позже) на первоначальном этапе или при проектировании, выиграют все без исключения. Нет идеальных объектов, всегда присутствуют переделки, уточнения, не стандартные решения по месту. Профессионалы обязаны сглаживать острые углы помогать и страховать партнера. Можно много говорить на эту тему, и она животрепещущая. В сухом остатке важен итог и результат для заказчика в первую очередь. Мы участники сложного процесса, и от нас зависит как пройти этот путь, легко, быстро и весело))) с настоящим и отзывчивым партнером или же нет. Думаю проблема коммуникаций одна из самых главных. Не все могут и хотят правильно организовать общение заказчик-дизайнер-исполнитель. Это высший пилотаж. Это командное взаимодействие. Главный дирижёр в таких проектах безусловно проектировщик,(если это не компания с руководителем проекта и группой проектировщиков) и он находится на передовой общения с заказчиком, мы исполнители, как часть оркестра можем содействовать и грести в одну сторону. Я за свою не малую практику встречал очень много разных архитекторов-дизайнеров, и могу с уверенностью сказать, что это не простая задача. Зачастую заказчик перехватывает инициативу и сам берется рулить, известно куда мы приедем, хорошо если не в "кювет". Закругляю свой пассаж)) Здорово если в нашем бизнесе будет больше людей с Вашим подходом! Это радует.

    Меня зовут Расщепляев Сергей. sergey@domo-kom.ru
    Было бы интересно с Вами повзаимодействовать.
    т.89104488880

    ОтветитьУдалить